Поделки из природного материала помогают открыть ребенку удивительный мир природы: увидеть в еловой шишке забавного гномика, в сухом сучке – зверька или птичку. Любая работа по изготовлению поделок из природного материала не только увлекательна, но и познавательна.
Работа
с природным материалом — это не только прекрасный способ скоротать время. И
малышам, и детишкам постарше она поможет развить целый ряд полезных умений и
качеств.
*
Мелкую моторику. Ведь
листья, камушки, веточки — маленькие и хрупкие, они требуют бережных касаний
кончиками пальцев. Движения кисти с краской или клеем должны быть точно
рассчитаны и выверены, иначе поделка просто не получится.
*
Тактильную чувствительность. Все природные материалы живые, имеют
свою фактуру, шероховатость, температуру.
*
Навыки анализа и синтеза, абстрактного мышления и логики, креативность. Чтобы
поделка получилась, надо собрать ее в уме из частей, увидеть за силуэтом листа
или камня предмет, продумать и придумать к нему дополнения.
*
Наблюдательность, внимание, аккуратность.
*
Умение разбивать на шаги путь к цели и терпеливо ждать результата. Листья, к
примеру, надо найти, высушить, обработать и только потом их можно использовать.
На
важность использования природного материала в деятельности ребенка обращал внимание
А.С. Макаренко. Он указывал, что материалы (глина, дерево, бумага и т.д.)
«ближе всего к нормальной человеческой деятельности»: из материалов человек
создает ценности и культуру… В игрушке – материале есть много хорошего
реализма, но в то же время есть простор для фантазии, не просто воображения, а
большой творческой фантазии».
С какого возраста можно мастерить поделки из природного
материала?
Такое
увлекательное занятие можно начинать уже с двух лет, конечно без помощи
взрослых здесь не обойтись. Работа с природным материалом в этом возрасте носит
характер сотворчества детей и взрослых.
Дети
младшего дошкольного возраста выполняют свои поделки в основном из свежих
сочных плодов, семян и листьев. Для их соединения можно брать различной длины и
толщины палочки, травинки.
Дети
среднего возраста могут изготавливать поделки не только из свежих, но и из
сухих материалов: соломы, коробочек мака, плодов репейника, травы и веток.
Какой природный материал лучше использовать?
Ветки и корни — материал,
который довольно часто применяют в поделках. Из них можно сделать руки, ноги,
шею и т. п. Для будущих поделок рекомендуется использовать ветки сосны, ели,
сирени, так как они довольно упругие и даже сухие их сложно сломать.
Шишки являются
отличным материалом для занимательных объемных поделок. Из них можно выполнить
животных или человека. С шишками удобно работать. Они разнообразны по внешнему
виду и хорошо склеиваются между собой. Для поделок предпочтительнее
использовать нераскрывшиеся шишки, так как они удобнее в работе.
Из
желудей можно сделать фигурки забавных человечков, различные детали к другим
поделкам и пр. Так, например, из продолговатых желудей можно сделать жирафа,
ослика, лошадь и др.
Они
подходят в качестве материала для изготовления головок игрушечных человечков,
животных и т. д.
Орехи(лесные,
грецкие, земляные и кедровые, фисташки).
Важно
помнить, что скорлупа лесных орехов твердая и прорезать ее ножом или проколоть
шилом довольно тяжело, поэтому работать с пересушенными орехами нежелательно.
Кора используется
для подставок при формировании различных сценок и отдельных поделок из
природного материала.
Хвоя.Иглы ежа, усики
бабочки можно сделать из хвои. Собирают ее в любое время года в местах, где
растут хвойные деревья. Хранят хвою в коробке.
Ракушки — отличный
материал для творчества. Благодаря их причудливой форме (они бывают овальными,
сердцевидными, в виде гребешка и т. п.) из них можно смастерить интересные и
необычные поделки. В сочетании с другим материалом их легко превратить в
необычные цветки.
Камни для поделок вы
найдете на берегах рек, осыпях, дне ручьев, оврагов и пр.
Чем скреплять отдельные элементы поделки?
Для
соединения деталей на начальных этапах используется пластилин, как наиболее
доступный материал для скрепления.
Можно
использовать клей, но только под присмотром взрослого.
С чего начинать?
Начните
с обследования материала, из которого планируется изготовление поделки.
Рассмотрите его с детьми, ощупайте, обратите внимание на его красоту, спросите,
на что похоже.
Побуждайте ребенка фантазировать, называя образы. Чтобы ребенок понял последовательность работы, следует вначале показать, как изготовить поделку. После того, как малыш узнал первые азы создания игрушки из природного материала, ему будет достаточно показать рисунок, картинку или фотографию готовой поделки, и он уже с пониманием процесса сможет изготовить ее самостоятельно.
Творите
и получайте от этого удовольствие!







Комментариев нет:
Отправить комментарий