четверг, 22 мая 2025 г.

Воспитывающая среда, направленная на формирование ценностного отношения к сельскохозяйственному труду

 Среди значимых направлений в воспитательной работе детского сада является формирование ценностного отношения к сельскохозяйственному труду у дошкольников.
При проектировании процесса трудового воспитания дошкольников, прежде всего, ориентировались на следующие особенности детей. У детского труда нет ярко выраженной связи с общественно значимым результатом, но при этом он имеет вполне реальный материальный результат(выращенное растение). Для ребенка скорее важен не сам результат, а процесс трудовой деятельности, который он воспринимает как игру.
Поэтому особое внимание было уделено проектированию составляющих уклада детского сада в части формирования ценности труда на земле.Формированию позитивного отношения к труду на земле будут способствовать создание в группе трудовой атмосферы и конечно особая организация развивающей предметно-пространственной среды, стимулирующей у детей интерес к труду в природе.
В дополнение к трудовым мастерским, которые организуются на мини-огороде, разработан игровой кейс "Лаборатория огородных наук". целью которого является развитие у детей представление о выращивании растений, рациональном земледелии.
Игровой кейс "Лаборатория огородных наук" представляет собой комплекс игровых заданий и включает в себя различные виды активностей: от теоретических игровых упражнений до практических опытов. в процессе разнообразных игровых упражнений дети не только узнают о том, как правильно ухаживать за растениями, но самостоятельно выращивают свои первые овощи и зелень методом гидропоники и на грядках. Такой подход позволяет сделать процесс обучения увлекательным и эффективным, ведь каждый ребенок сможет почувствовать себя настоящим исследователем и садоводом.
В игровом кейсе собраны задания, которые могут быть использованы с детьми разного возраста. Так для малышей есть игры на ознакомление с внешним видом овощей: пазлы "Овощи", "Вершки и корешки", "Посади овощ на грядку". Пользуется популярностью у малышей развивающая доска "Овощи на грядке", где дети в процессе игровых действий находят ответы на вопросы: Что такое корнеплоды? Какие корнеплоды спрятались под землей? Что такое ботва? кроме того дети знакомятся и с другими обитателями огорода, узнают какую пользу или вред они приносят.

Игра "Цикл роста растений" позволяет детям старшего возраста освоить более сложные понятия законы земледелия. Эта игра с ритмической доской имеет несколько вариантов. в первом варианте нужно выложить порядок роста различных овощей. В другом - ребенку предлагается заполнить пропущенные фазы развития огородных растений.

 
Старшим дошкольникам предлагается настольная игра "Мы посадим огород". И здесь нужно не просто посадить овощи на грядке, а еще с учетом благоприятного соседства овощей. В ходе игры детям необходимо преодолеть препятствия: бороться с сорняками и вредителями. и победителем становится самый трудолюбивый и грамотный огородник.

Путешествуя по карте, дети знакомятся с исторической родиной овощей, узнают о сортовом разнообразии и собирают коллекции семян.
В игровом кейсе предусмотрены специальные задания, где дети знакомятся с основными этапами выращивания растений в практической деятельности: от посадки семян до сбора урожая. Здесь и младшие, и старшие дошкольники осваивают способы выращивания растений: методом гидропоники и выращивание на грядках.



В ходе экспериментов дошкольники учатся определять признаки почвы, необходимые для успешного роста тех или иных культур, и понимать значение полива, освещения и других факторов.
Важно отметить, что такие игровые задачи способствуют формированию у детей осознанного отношения к труду и природным ресурсам. Они начинают понимать, что успех в садоводстве зависит не только от знаний, но и от упорства, терпения и внимательного ухода за растениями. 





















 

















Комментариев нет:

Отправить комментарий