Чувства и эмоции играют очень важную роль в жизни каждого человека, особенно в раннем возрасте. Ранний дошкольный период – время, когда идет изучение многоцветной палитры чувств, и ребенок обучается распознавать и верно показывать свои переживания. На данном этапе ребёнок осваивает новые для него чувства: эмпатия, предвосхищение, сопереживание. Развитие эмоциональной сферы ребенка происходит постепенно и оно не менее важно, чем физическое или психическое развитие. Только благодарят положительным эмоциям, совершенствуется способность запоминать информацию и говорить.
Поначалу общение ребенка с окружающим происходит только через проявление эмоций. Поэтому для нормального эмоционального развития малыша нужны разнообразные эмоции. Дети воспринимают мир очень эмоционально. Взрыв переживаний короток и может быть весьма бурным, а ребенок еще не способен контролировать свои эмоции. Эмоциональные реакции ребенка неосознанно и неустойчивы - малыш может плакать, а через несколько секунд вдруг начать смеяться. Если ребенок растет в доброжелательной атмосфере, то он почти всегда жизнерадостен. Такое состояние чрезвычайно важно для формирования личности малыша, основы его отношения к окружающим. Если эмоциональная сфера ребенка развивается естественно и устойчиво, он имеет много шансов вырасти здоровым и успешным.
Эмоции детей второго года жизни тесно связаны с предметной деятельностью, ее успешностью или не успешностью. Они направлены на объекты, с которыми предстоит действовать, на ситуацию в целом, на действия самого ребенка и взрослого, на получаемый самостоятельно результат, на игровые моменты. Интерес к объекту в сочетании с неумением действовать вызывает неудовольствие, гнев, злость, огорчение. Негативные реакции свидетельствуют о том, что способ действия малыша еще не сформирован. Значит, ребенку нужно помочь, подсказать, как действовать. Яркие, положительные эмоции, выражающиеся в улыбках, возгласах, частых обращениях ко взрослому, говорят о том, что ребенок освоил действие и хочет получить одобрение взрослого при каждом самостоятельном поступке.
К 3 годам переживания ребенка
неразрывно связаны с сюжетной стороной игры. Он развивает сюжет. Упала
кастрюлька: «Ох! Пролилось!» – восклицает малыш и вытирает тряпкой воображаемую
лужу. Эмоциональный отклик на игровые события показывает не только
высокоразвитость игры, но и ее эмоциональную значимость для ребенка. В раннем
возрасте развиваются высшие чувства, предпосылки которых сложились в
младенчестве
К 3 годам отчетливо проявляются эстетические чувства. Малыш переживает характер
музыки: веселой и грустной, плавной и бодрой. Он радуется украшениям, красивой
одежде, цветущим растениям. Восторг, как и у младенца, вызывает все яркое и
блестящее, но ребенок учится отличать красивое от некрасивого, гармоничное от
дисгармоничного. На основе чувства удивления, которое наблюдалось еще у
младенца, в раннем детстве возникает элементарная любознательность. Начинают
появляться познавательные вопросы. Зарождаются новые чувства в отношении
сверстников: соперничество, элементы зависти, ревность. Малыш стремится
узурпировать внимание взрослого и протестует, когда оно делится между детьми
или оказывается другому ребенку.
Чаще всего эмоциональная активизация переживаний ребенка происходит в игровой деятельности. Игра является ведущим видом деятельности для дошкольника. Поэтому воспитателю необходимо целенаправленно включать игры и игровые занятия, ориентированные на активизацию и оптимизацию эмоционально-чувственной сферы ребенка. К таковым относятся:
• игры с детьми на
накопление эмоций.
Цель: создать положительный эмоциональный настрой для каждого ребёнка в
группе детей.
Игры: « Будем знакомы», «Танцуем вместе», «Догонялки», «Волшебное зеркало», «Чудесный мешочек», «Тепло –холодно», «Весёлые котята», «Подружились», «Что звучит – где звучит?» и т.д.
• игры на эмоциональное общение ребенка со сверстниками и взрослыми.
Цель: вызвать у детей радость от общения детей друг с другом и со взрослыми.
Игры: «Ветер дует на…», «Подойди ко мне», «Липучки , «Зоопарк», «Кот и пёс» и т.д.
• игры на преодоление негативных эмоций.
Цель: снять эмоциональное и мышечное напряжение, избавиться от страхов.
Игры: «»Жмурки», «Медвежонок», «Прятки», «Мышь и мышеловка», «Слепые котята» и т.д.
• игры на снятие эмоционального напряжения, релаксацию.
Цель: снять эмоциональное и мышечное напряжение, расслабиться.
Игры: игра в лес, игра в море, мыльные пузыри, «Поймай зайчика», лечебные игры (погладить, коснуться друг друга пальчиков рук, щечки и тд.)
• игры на развитие эмпатии у детей и другие.
Цель: развивать у детей умения понимать чувства и состояния других людей, развивать способность сопереживать и сочувствовать.
Игры: «Дружба начинается с улыбки», «Угадай, кто пришёл?», «Проведи зайчика через мостик», «Тренируем эмоции», «Серенькая кошечка» и т.д.
Содержание и организация игр на эмоционально-чувственное развитие детей
раннего возраста.
Игра «Иди ко мне»
Цель: установить контакт с ребёнком, учить реагировать на своё имя, идентифицировать себя с ним.
Ход: Поставьте малыша на ножки перед собой, потяните его за ручки на себя, приговаривая: «Иди ко мне, (имя ребёнка)…, топ-топ ножками, иди» ведите ребёнка на себя, говоря: «Наша (имя ребёнка)… идёт. Ни за что не упадёт!» Обнимите ребёнка, говоря: «Молодец (имя ребёнка), вот как топает ножками».
Упражнение «Доброе утро!»
Цель: снятие эмоционального напряжения.
Ход игры:
Взрослый вместе с ребёнком напевно произносит текст:
— Доброе утро, носик! (дотрагиваемся до кончика носа). Ты проснулся? (хлопки в ладоши).
— Доброе утро, ушки! (касаемся кончиками пальцев обоих ушек). Вы проснулись? (хлопки в ладоши).
— Доброе утро, ротик! (касаемся указательным пальцем губ).
Ты проснулся? (хлопки в ладоши).
— Доброе утро, ручки! (кистями обеих рук делаем «фонарики»).
Вы проснулись? (хлопки в ладоши).
— Доброе утро, животик! (круговое поглаживание ладонью по животику). Ты проснулся? (хлопки в ладоши).
— Доброе утро, детки! Все проснулись? К солнышку потянулись! (руки наверх, потягиваемся) глазки! (касаемся глаз кончиками пальцев). Вы проснулись? (хлопки в ладоши).
— Доброе утро,
«Ладушки — хлопушки»
Цель: снятие эмоционального напряжения; развитие чувства ритма, координации движений.
Ход игры: Взрослый декламирует стишок, выполняя действия:
Ладушки-ладушки,
Звонкие хлопушки,
Хлопали в ладошки,
Хлопаем немножко. Да!
(Громко хлопаем в ладоши.)
— Кашу варили,
Ложечкой мешали.
(Взрослый помогает ребенку водить пальчиком правой руки по ладошке левой).
— Куколку кормили. Да!
— Кошечке давали. Да! (протягиваем левую ладонь вперед.)
— Кулачки сложили,
Кулачками били,
Тук, тук, тук, тук, тук,
Тук, тук, тук, тук, тук. Да!
(Сжимаете пальцы в кулаки и решительно постукиваете ими друг о друга.)
— Ладошки плясали,
Деток забавляли,
Ля-ля-ля, ля-ля-ля,
Ля-ля-ля, ля-ля-ля. Да! (Делаем фонарики.)
— Ладушки устали,
Ладушки поспали,
Баю-бай, баюшки,
Баю-бай, ладушки. Да!
(Складываем ладони рук и подкладываем их по щеку.)
Игра: «Солнечный зайчик»
Цель: снятие напряжения мышц лица, формирование положительных эмоций.
Оборудование: зеркальце.
Ход игры: речь взрослого: - Солнечный зайчик заглянул тебе в глазки. Закрой их. Он побежал дальше по лицу, нежно погладь его ладонями: на лбу, на носу, на ротике, на щечках, на подбородке. Поглаживай его аккуратно, чтобы не спугнуть. Погладь голову, шею, руки, ноги... Он забрался на животик, погладь его там. Солнечный зайчик любит и ласкает тебя, а ты погладь его и подружись с ним.
Отлично! Мы подружились с «Солнечным зайчиком», глубоко вздохнем и улыбнемся друг другу.
Игра «Да – да – да»
Цель: снятие эмоционального напряжения.
Ход: Дети свободно стоят.
Ручками мы хлопаем — да-да-да-да!
Ножками мы топаем — да-да-да-да!
Ручками помашем — да-да-да-да!
Ножками попляшем — да-да-да-да!
«Игра с собачкой»
Цель: создание положительного эмоционального климата, снятие эмоционального напряжения; способствовать взаимодействию детей друг с другом.
Материал: игрушечная собачка.
Ход игры: Воспитатель держит в руках собачку и говорит:
Вот собачка подошла,
(имя ребёнка)… лапку подала,
Не хотите ли послушать,
Как собачка просит кушать?
Кто к собачке подойдёт?
Кто ей кушать принесёт?
(имя ребёнка)… к ней идёт.
(имя ребёнка)… кушать ей несёт.
Помогите ребёнку протянуть мисочку и покормить собачку:
Суп из мисочки поела, отдыхать на коврик села.
При повторении игры воспитатель называет имя другого ребенка.
Игра «Заинька — паинька»
Цель: создание положительного эмоционального климата в группе, снятие эмоционального напряжения.
Ход игры:
Воспитатель встает напротив ребенка и просит его повторить движения зайки:
Будем заинькой?
Ну-ка, зайка, поклонись, серенький поклонись.
Вот так, вот так, поклонись.
(кланяются в разные стороны)
Заинька, повернись, серенький повернись.
Вот так, вот так, повернись.
(поворачиваются, руки на поясе)
Заинька, топни ножкой, серенький топни ножкой.
Вот так, вот так, топни ножкой, серенький топни ножкой.
Вот так, вот так, топни ножкой.
(топают по очереди каждой ножкой)
В конце игры воспитатель хвалит «зайку», поглаживает по головке:
«Молодцы!». Поглаживает ручки и ножки.
Игра «Догонялки - обнималки»
Цель: создание положительного эмоционального климата в группе, снятие эмоционального напряжения. Устанавливание положительного контакта с ребёнком.
Ход игры: Взрослый организует игру «Догоню, догоню…».
Если она ловит девочку, то говорит:
Ах ты, моя девочка,
Ласковая белочка,
Ой ты, моя деточка,
Сиреневая веточка.
Если мальчика:
Ах ты, мой мальчик,
Серенький зайчик,
Ой ты, моя деточка,
Тоненькая веточка.
Игра: «Спаси птенца»
Цель: формирование положительных эмоций, познакомить детей с методами саморегуляции.
Ход игры: Представьте себе, что у вас в руках маленький, беспомощный птенец. Вытяните руки вперед ладонями верх. А теперь согните руки в локтях и приблизите их к себе. Медленно, по одному пальчику, сложите ладони, спрячьте в них птенца, подышите на него, согревая его своим ровным, спокойным дыханием. А теперь раскройте ладони, и вы увидите, что ваш птенец радостно взлетел. Улыбнитесь ему и не грустите. Он еще прилетит к вам.
Игра «Ласковый ребенок»
Цель: продолжить учить детей подражать эмоционально-тактильным и вербальным способам взаимодействия партнером.
Ход игры. Дети сидят на стульчиках полукругом перед взрослым. Он вызывает к себе одного из детей и показывает, как можно его обнять, прислониться, смотреть в глаза, улыбаться. «Ах, какой хороший Саша, иди ко мне я тебя обниму, вот так. Посмотрите детки, как я обнимаю Сашу, вот так. Я ласковая!» Затем взрослый приглашает еще одного ребенка к себе и предлагает ему повторить все свои действия, эмоционально акцентируя каждое действие ребенка и при необходимости оказывая ему помощь. В конце игры взрослый подчеркивает, подытоживает все действия ребенка: «Ваня обнял Сашу, посмотрел ему в глазки, улыбнулся. Вот какой Ваня, ласковый ребенок!». Затем взрослый поочередно вызывает оставшихся детей и игра повторяется.
Комментариев нет:
Отправить комментарий