понедельник, 23 июня 2014 г.

Музыка-сестра живописи

"Музыка-сестра живописи"- сказал однажды Леонардо да Винчи. И действительно, как только мы вслушиваемся в прекрасные звуки музыки-перед глазами тот час же предстает образ, который так и просится быть воплощенным в красках на листе бумаги. В то же время, когда мы смотрим на картину, у нас внутри начинает невольно звучать музыка. А дети, с их ярким образным мышлением, еще не ограниченным стереотипами, должны чувствовать эту связь, как никто другой. Я решила в этом убедиться и подготовила для них занятие, посвященное дружбе двух искусств-музыки и живописи. 
Прежде, чем мы взялись за кисть и краски, и начали "рисовать музыку", я решила подготовить детей к этому эксперименту, и попросила в начале представить свой образ под звуки природы-пение птиц, звуки леса. Ответы были у всех различные-кто-то прогуливался по парку, кто-то по площадке нашего детского сада (значит нравится), у кого-то лес был вечерний, у кого-то ночной-вот и проглядывается в каждом индивидуальность. А потом я плавно подвела детей к мысли о том, что эти звуки слышали древние люди и захотели им подразить сначала голосом, а затем, однажды срезав бамбук и подув в него, поняли, что он звучит очень мелодично и-произошло чудо, родился первый в мире музыкальный инструмент! Вся эта увлекательная история создания инструментов была рассказана детям в сопровождении слайдов на интерактивной доске. 
Пришло время для небольшой музыкальной разминки, но даже она была не простой, а проверяла детей на умение внимательно слушать музыку, различную по жанру и импровизировать под нее какие-нибудь движения. Для большего интереса дети разделились на 3 команды и каждая должна была двигаться только под "свою" музыку. Справились с переменным успехом.
И вот, наше занятие подошло с самому ключевому моменту, ради которого мы и собрались в зале. Дети закрывают глаза и погружаются в прекрасный, чарующий мир чистых музыкальных гармоний, вслушиваются в каждую нотку и ощущают в глубине своей детской души ту саму связь искусств, о которой сказал Леонардо да Винчи. Но интересно, какую картинку навеет им эта пьеса? Настроение ее уловили все-были такие ответы, как "добрая", "ласковая", "душевная" музыка. Немного обговорили с детьми, в каких тонах они будут рисовать свою картину и они с увлечением принялись за работу. Один лишь Андрей сидел печальным и задумчивым. На вопрос "что случилось" ответил: "Я не знаю, что мне нарисовать". Пытаюсь ему подсказать, чтобы он представил себе утреннее солнце, красивую природу. Он немного подумал и решил: "Нет, лучше я нарисую ночное отражение солнца". (именно солнца, не луны, вот так фантазия!) Его работа действительно ярко выделяется из остальных, ведь ночное солнце не представил никто из детей. 
Андрей Батаков. Ночное отражение.

Но остальных я тоже не хочу оставлять без внимания, ведь дети старались все, никто не отказался рисовать и видно было, что им это необычное задание-рисунок под музыку-доставил огромное удовольствие. Достаточно просто взглянуть на их творения. 
Завершила наше занятие еще одна небольшая музыкально-цветовая игра: дети слушали музыкальные отрывки и подбирали к ним один из цветов, разложенных перед ними в виде разрезных квадратиков. И напоследок, мы спели песенку, очень любимую детьми, посвященную им-юным художникам: "Я умею рисовать".
Конечно, для меня и для детей это был первый эксперимент, и занятие мое не было столь безупречно подготовленным, но я обязательно сделаю работу над ошибками и надеюсь, что следующее мое занятие пройдет, как по семи нотам и цветам радуги.
Лиза Титова. Пастух заходит в море.

Соня Пятыгина. Лето.

Аня Загайнова. Мельница на поле.

Никита Пырин. Пастух у моря.

Богдан Сухопаров. Лето.

Артем Тырзю. Цветочная полянка.

Арсений Арефьев. Море.

Миша Благочинный. Человек с дудочкой.

Егор Кравченко. Летняя полянка.

Марсель Абинов. Воздушный змей на небе.



1 комментарий:

  1. Замечательная интеграция музыки и живописи. Ваше сотворчество, уважаемые педагоги, обязательно принесет желаемые плоды.

    ОтветитьУдалить